Анна Трипецкая
...Чёрно-белый экран, старая пленка 1922 г. на которой иногда появляются чёрные и белые царапины. И вот он, медленно поднимается по лестнице: сгорбленная фигура, лысый череп, тёмные круги под глазами, наполненными сумасшедшей жаждой крови и огромные когти на руках. Эти когти ещё длиннее у его огромного теневого двойника на стене, следующего за ним. Это Носферату – призрак ночи и классический образ вампира прошлого, тогда видимо пугающего и отвратного, сейчас несколько гротескного и нелепого. Нас, выросших на «Хищнике» и «Чужом» таким не испугаешь. Привлекательного в этом образе тоже ничего нет. И смотрят этот фильм теперь только любители киноклассики, но никак не любители вампиров. Теперь этот образ «живого мертвеца» разительно изменился и трансформировался.
С виду такой же как и мы, он отличается от нас особой привлекательностью и внутренней силой. С загадочной улыбкой и тайной в глазах, до невозможности сексуальный и романтично-галантный (что не удивительно при его прожитых веках и огромном жизненном опыте), милый и мучимый совестью в фильме «Интервью с вампиром» в исполнении Брэда Питта. И одно это имя уже заставит биться не одно женское сердце чаще. А что вы скажете об утончённом и изысканном графе Дракула в фильме «Дракула», Брэма Стокера? Врядли он оставит кого-нибудь равнодушным. Проникновенный и страстный взгляд, брошенный графом (Гэри Олдменом) на Мину (Вайнону Райдер) через слегка опущенные очки с синими круглыми стёклами, наверняка, у многих вызвали чувство мимолётной любви к этому рыцарю. Он тёмный герой, превратившийся в чудовище из-за потерянной любимой. А это не может не вызвать сочувствие к его трагичной и трудной судьбе.
Всё изменяется. И герои боевиков – Сильвестр Сталлоне, Дольф Лундгрен, Жан–Клод Ван Дамм уже не вызывают такого отклика в женских сердцах, как кинозлодей, впивающийся в горло, и при этом горько раскаивающийся в своей неправедной жизни. Ему не хочется быть плохим, но и умирать не с руки. Остаётся пить кровь. Был придуман даже новый ход в этих историях, чтобы реабилитировать этих «детей ночи». Некоторые из них больше не кусают людей, а становятся постоянными клиентами в банках крови, что тоже работает на их имидж «плохого, но благородного».
Давайте вспомним несколько телевизионных картин о вампирах и актёрах, сыгравших их роли.
1. «Интервью с вампиром» – Брэд Питт и его взгляд ангельской чистоты, борющийся с внутренним злом;
2. «Дракула», Брэма Стокера – море обаяния, гениального ума и стиля в роли Гэри Олдмена, такого же гениального актёра;
3. Дэвид Борианаз (как в сериале «Баффи», так и в сериале «Энжел») – большой и сильный романтик на груди у которого хочется умереть от счастья;
4. Циничный, но такой необыкновенно привлекательный несмотря на свою бездушность и жестокость Владислав Дракула в исполнении Ричарда Роксбурга в фильме «Ван Хельсинг»;
5. Уже особый образ французского шика и утончённого эстетизма – вампир Мик Джон в сериале «Лунный свет» в исполнении Алекса О’Локлина.
«Сумерки». Тут уже нельзя не вспомнить байроновскую мрачность и бледность Роберта Паттинсона. Роль мрачного вампира-романтика сделала его звездой. Картина складывается в один мозаичный образ бледного, худощавого (кроме Борианаза – он исключение), красавца. Загадочного, суперсильного, приходящего всегда вовремя на помощь главной героине и не только. Раскаивающегося в своём тёмном прошлом и с горькой необходимостью принимающего «страшное» настоящее. Несмотря на то, что по ходу каждой киноистории этот персонаж–вампир иногда превращается в монстра с клыками и сверкающими серебром или кровью глазами, мы уже не боимся и не ненавидим его. В конце концов у всех есть свои недостатки. С книгами та же ситуация. Такие романтичные, сильные, красивые, бессмертные, заботливые, умные, нежные рыцари, без страха и упрёка готовые отдать жизнь за свою семью и свою любимую, которой он будет верен вечно.
Вот такие они вампиры и оборотни. А что же добрые силы, где они? Прочитайте книгу Даниэля Труссони «Ангелология», и вы поймёте какими не нужно представлять себе ангелов, чтобы не потерять последние остатки веры в своей душе.
Мир изменился. Но если в какой-то момент писатели, сценаристы и режиссёры захотят придумать сильный и привлекательный образ доброго героя, который сможет понравиться всем и затмить собой нынешних кинозлодеев, им придётся сильно потрудиться. Очень уж укоренилась в сознаниях нынешнего поколения перевёрнутая истина: что хорошо, а что плохо, и искать здесь виноватых бесполезно. Ведь это всего лишь собранный образ, придуманный для нас, женщин, мечтающих о героях, способных ради нас на подвиги. А то, что при этом их сверхсила даётся злом уже не имеет значения. А жаль...
Остаётся предложить всем нам ещё раз пересмотреть несколько наивный, но такой трогательно добрый фильм о любви ангела к земной женщине, под названием «Город ангелов» с Николасом Кейджем и Мэг Райан, где привлекательность ангела выше всяких похвал, и никакой вампир из нынешних сериалов не сравнится с его жертвенностью и добротой.